Рецензия на книгу Б. Тараканов и С. Галихина «Поезд-призрак»

«…Сквозь пальцы пропускать прохладный гравий,
Нездешних поездов услышать дрожь,
И ощутить натруженные грани,
И беспредельно верить, что живешь.»

(А. Кондратьев).

Грандиозный обман

За последние несколько лет рынок приучил нас с вами к жесткому, грязному и высокодинамичному ЧТИВУ. Все больше современная литература скатывается к комиксовости, пустомыслию. Безыдейность и агрессивность стали частью не только литературы, но и всей нашей жизни.
Вероятно, именно поэтому я никак не мог поначалу вчитаться в «Кольцо Времени». Что-то мешало. Мысли скакали вперед, достраивая стереотипные развязки сюжетной линии. Мозг, привыкший к разжеванности и простоте сюжета, забуксовал. Я не мог понять, ЧТО я читаю. Родилось раздражение, вызванное, как мне казалось, затянутостью романа. Начал путаться в мелькающих, словно кадры кинохроники, сценах из разных лет и веков России, Италии… Пока не почувствовал, что надо бы остановиться и перевести дух. К этому моменту я уже «проскакал» большую часть произведения.
Все оказалось намного интереснее и сложнее. Размеренная мелодика языка постепенно заворожила, воссоздавая передо мной такой забытый добрый мир старосоветской классической фантастики. Я почувствовал, что меня по крупному обманули — вместо привычного литкомикса я держу в руках серьезное, глубокое и многогранное произведение искусства. Но я рад этому «грандиозному обману», подарившему мне новых друзей — героев романа.

Романтики на шпалах

Каждый персонаж, даже отрицательный, романа Сергея Галихина и Бориса Тараканова далеко не абстрактен, но полон жизни. Главные герои выписаны четко и потрясающе реалистично. Авторам все же удалось справиться с таким обилием персонажей, порой, несколькими штрихами создавая людей вымирающего класса романтиков. Личности, населяющие роман, далеко не супергерои и полны, подчас, своих внутренних ошибок и слабостей, но все-таки они мне симпатичны. Даже, к примеру, отрицательные персонажи — Бондарь и Тамара.
Странно, но и второстепенные персонажи глубоко проработаны. Чего стоит профессор Кривега из густонаселённой московской коммуналки, итальянка Мария из миланской пиццерии, падре Антонио из Кафедрального Собора или отец Василий из затерянной во Времени кладбищенской церквушки на задворках Малороссии.
Живя миром, созданным авторами «Кольца Времени», я чувствовал себя среди СВОИХ, среди друзей, близких мне и понятных. С каким бы огромным удовольствием я отправился бы с ними по шпалам и заброшенным рельсам на поиски «поезда-призрака»…

Странные вещи

Мне кажется, что сама история «поезда-призрака» — нечто из разряда современных мифов. Но миф этот настолько реалистично подан читателю, что невольно начинаешь сомневаться в его нереальности. Обилие фактов и материалов поражает, заставляя читателя сопереживать поискам главных героев. Увлекает сама Тайна и Приключение. Меня, как человека далекого от материалистического образа мышления, тайна «поездка-призрака» заворожила с одного оборота.
Вообще, чудесами полон этот роман — от жутковатого культа «Двенадцати голов» и Сошествия Луча на одну из мозаик Миланского Кафедрального Собора, до сигналов SOS, раз в шесть лет подаваемых затонувшим в начале ХХ века «Титаником». На суд читателя подаётся масса интереснейшей информации. Это обилие исторических и мифологических фактов пугает, но и заставляет вырасти хоть на немного, прыгнуть выше своей головы. Вы знаете, мне захотелось еще чуть больше узнать Италию.
И, что странно, весь информационно-познавательный материал подан вкусно, без навязчивого занудства и поучительства.

Но не все, по моему скромному мнению, так гладко в романе.

Человек со шрамом

Досаду вызвали довольно натуралистические сцены убийств, сильно диссонирующие с общим звучанием романа. Что это — дань моде? О такие сцены спотыкаешься и быстро их пропускаешь. Ну не воспринимаются мной вырванные кадыки и торчащие из шеи пруты арматуры, выпадают они из общей канвы. И дальнейший счастливый смех и радости главных героев уже не так чисты и светлы, когда вокруг погибают люди. Также диссонирующе выглядит внезапная отрицательность Бондаря и Тамары. На протяжении всего романа они милы и симпатичны, добры и умны, а к финалу вдруг становятся чуть ли не демоническими личностями. У меня эта трансформация вызвала недоумение и… жалость. Хочется спросить авторов: «За что вы их так?».
Хотя, может быть именно эти диссонансы создают тот необычный привкус романа, подчеркивая его современность и необычность?

«И беспредельно верить, что живешь…»

Добро и Зло, глупость и древняя мудрость, тоска и счастье — сочетание всех этих наполняющих Мироздания, словом и хорошим уровнем мастерства Сергея Галихина и Бориса Тараканова развернулось перед нами в этом далеко неоднозначном романе. Хочется жить, дружить, верить, ошибаться, расти над собой, «…и беспредельно верить, что живешь» — живёшь ярко и «на полную катушку», понимая, что «каждый день — это отдельная жизнь. И надо прожить её с удовольствием»…

Спасибо авторам!

2000 Орск